Гном на корабле. Литература о Клабаутермане
Первые упоминания о духах – хранителях кораблей встречается еще в немецкой литературе XIII века. А чем шире начинает использоваться парусное судоходство, тем упоминаний о нем в различных источниках становится все больше и больше. И пик таких легенд приходится на тот период, когда моряки совершенно точно могли отличить крюйс-топсель от бом-брамселя, а капитаны могли надеяться не на радар, а только на гнома с брашпиля, да еще на себя и на Бога. А вот когда на смену парусам пришли паровые двигатели, и дом и слава Клабаутермана были утрачены. Сегодня же об этом замечательном явлении в истории мореходства вообще может поведать ограниченное число людей, среди которых моряки северонемецкого побережья Балтики, яхтсмены, да члены Немецкого клуба любителей Клабаутермана. Кстати художница, чьими работами украшена статья, также является членом этого клуба. А по совместительству дочерью Зигфрида Хармеля – 63-х летнего спортсмена, который все еще занимается парусным спортом, хотя пик его карьеры приходился на 1958 – 1964 гола. А вице президент клуба является по совместительству и владельцем ресторанчика, расположившегося на берегу балтийского моря в городе Штральзунде, где имеется самая красивая стоянка для яхт с многоговорящим названием «Немного о Клабаутермане». И если там все еще швартуются судна, на борту которых расположен брашпиль, то Клабаутерман остается живым и поныне.